В учреждениях смерти Третьего рейха погибли более 12 миллионов человек. Каждым пятый из тех, кто носил полосатую форму узника был ребёнком. Среди них и героиня нашего следующего сюжета.
«Это моя бабушка на снимке, это моя мама…»
Ещё на снимке — двое мальчишек, приходившихся Надежде Александровне дядями, и их ровесник-друг, о котором ничего не известно. Мужчин на фотокарточке нет. Все отправились на фронт — в первые же дни войны. В том числе папа. А уже осенью в деревню пришли немцы. Кто-то из них и сделал эту фотографию.
«А это я. Мне здесь год и восемь или девять месяцев».
Дом у семьи был добротным. В нём поселился какой-то высокопоставленный немец. Семье было велено ютиться в кладовой.
Не по доброте душевной оставили немцы семью в живых, а чтобы этапировать в Германию. Первые яркие детские воспоминания Надежды связаны с реалиями концлагеря, в котором они с мамой провели почти 4 года.
Днём девочка была под присмотром чужих женщин. А по сути — оставалась одна. Лагерь был трудовым и маму определили на завод. В годы войны на принудительные работы с оккупированных территорий Советского Союза в Германию этапировали около 5 миллионов человек. Почти 2 миллиона из них - погибли.
В этот день в Республиканском музее Боевой Славы прошло образовательное мероприятие для студентов под говорящим названием «И помнить страшно, и забыть нельзя». Встреча посвящена Международному Дню освобождения узников фашистских концлагерей. Демонстрировались фотодокументы и звучали песни. Многие молодые люди впервые узнали, что слушать стоя принято не только Гимн, но и написанную в 1952-м году песню Бухенвальдский набат.
На мероприятии не присутствовали свидетели тех событий. Большинство – люди старческого возраста, да и мало их осталось. По всей республике – 41 человек – те, кто в детском возрасте были узниками концлагерей и гетто.
Ленара Иванова – министр семьи, труда и социальной защиты населения РБ:
«Нужно сказать, что те, кто были узниками уже в совершеннолетнем возрасте, то по ним законодательство никакого статуса не определяет. То есть такими гарантиями и правами обладают именно несовершеннолетние узники концлагерей».
Папа на войне погиб, о чём семья узнала уже вернувшись домой. Вместе с похоронкой мама получила письмо от его боевого товарища.
Мама ушла из жизни в 2005-м. В год 60-летия Победы. На каждую следующую пятилетку в доме её дочери стали одна за другой появляться памятные медали. Надежда Александровна признаётся, что временами они кажутся ей не вполне заслуженными.
Надежда Омельченко – узница фашистского концлагеря, дитя войны:
«Мне немножко неловко такое получать, потому что я же ребенком была. Хотелось бы чтобы другой текст был поздравления. А не то что, как взрослых, так и меня поздравляют. Но всё равно очень приятно, что не забыли, что помнят».
Поздравляют Надежду Александровну и внуки. Их у неё двое. Те, кто на фотографии помладше – это уже правнуки. А ведь не так давно появился еще и праправнук.