В ходе реконструкции уфимского железнодорожного вокзала может быть разрушено мозаичное панно

Художники и общественные деятели республики обеспокоены возможным разрушением мозаики в вестибюле железнодорожного вокзала станции Уфа. Три панно, созданные в 70-ых годах прошлого века монументалистом Петром Храмовым, оказались под угрозой уничтожения с началом работ по реконструкции помещения, которое согласно новому проекту должно приобрести современный облик.

Эти кадры сделаны активистами общественного движения “Архзащита” через окно старого здания уфимского железнодорожного вокзала, где сейчас идёт ремонт. На них видно мозаичное панно. Оно выполнено художником-монументалистом Петром Храмовым почти полвека назад. После завершения работ вестибюль первого этажа должен стать современным. В стиле хай-тек. Рабочие торопятся. Сроки поджимают. Общественники опасаются, что художественное наследие может кануть в лету как идущее в разрез с общей стилистикой  обновлённого транспортного узла.

Уфимский художник Иван Фартуков – коллега и близкий друг Петра Храмова. Раньше он тоже занимался монументальным искусством. Сейчас пишет маслом. На антресолях его мастерской до сих пор лежат эскизы мозаик, которые должны были украсить многие здания по всей республике. Отказаться от работы в этой нелёгкой во всех смыслах технике пришлось лет 20 назад, когда подобные панно перестали заказывать, признаётся творец.

Сейчас ни краеведы, ни искусствоведы, ни даже сами художники не берутся сказать, сколько монументальных работ украшает фасады дворцов культуры, учебных заведений и заводов – основных зданий, где применялись мозаики. Ещё меньше информации об оформлении внутренних помещений. Где-то мозаики уже успели уничтожить, где-то из-за отсутствия реставрации они осыпаются или закрыты баннерами и металлоконструкциями.

Деятели культуры и искусства республики направили письмо в управление Куйбышевской железной дороги с просьбой сохранить три панно Храмова в вестибюле уфимского железнодорожного вокзала. Под ним подписались более сотни человек. В ответ пришло заверение, что все мозаики будут сохранены. Сдержат ли своё слово железнодорожники, станет ясно только после завершения ремонта.

Мозаика на здании Городского дворца культуры – одна из самых масштабных, сохранившихся в первозданном виде в башкирской столице. Выполнена она в стиле соцреализма и иллюстрирует страницы истории Советского государства от уфимского революционного кружка под управлением Надежды Крупской до Великой Отечественной войны. Несколько лет назад монументальное панно было под угрозой уничтожения. Тогда за него вступился один из создателей. Сейчас краеведы и деятели искусств пытаются отстоять все известные им мозаики и считают, что они могут стать ещё одной достопримечательностью Уфы.

<![CDATA[]]>
<![CDATA[]]>
Читайте нас в Яндекс.Дзен


Последние новости

Яндекс.Метрика