В Башкирии значительно, по сравнению с российскими показателями, выросло производство пищевой и перерабатывающей промышленности. А какие усилия прилагало государство, чтобы обеспечить жителей республики продуктами питания, в программе «Вести.Интервью» рассказал исполняющий обязанности вице-премьера регионального правительства — министра сельского хозяйства Ильшат Фазрахманов.
- Башкирия производила, производит и будет производить сельхозпродукцию, — объяснил Ильшат Ильдусович. — Но сельхозпродукция — это не только продукты питания. Это сельхозсырье, из которого мы должны создать продукты питания. Над этой задачей работает пищевая промышленность: малые, средние и крупные предприятия. По объемам производства мы пока отстаем от среднероссийского уровня, поэтому в последние пять лет мы поставили цель увеличить число не только крупных, но и мелких предприятий. В этом году за восемь месяцев произошел значительный рост — на 38 процентов по сравнению с прошлым годом. И к концу 2024-го будет не менее 30 процентов.
Ценность произведенных в Башкирии из собственного сырья продуктов — в том, что они натуральные и экологически чистые.
— Это настоящие башкирские продукты, — подчеркивает и. о. вице-премьера. — До 2030 года мы должны увеличить переработку сельхозсырья почти в два раза. Очень важно удерживать баланс между крупными и мелкими предприятиями. Крупным предприятиям работать проще: холдинг построил завод, запустил производство, начал выпускать продукцию. Например, Чишминский маслоэкстракционный завод производит огромное количество подсолнечного масла, семикратно превышающее внутреннюю потребность Башкирии. А нам было очень важно запустить малые формы хозяйствования: это местные фермеры, кооперативы, небольшие предприятия. Сегодня они развиваются благодаря мерам господдержки — мы субсидируем около 40 процентов затрат на приобретение оборудования переработки, до 15 млн рублей в год.
Таким образом, поддерживая мелких производителей, Башкирия помогает насыщать потребительский рынок продуктами питания локального уровня.
— Например, в селе или в райцентре мы поставили маслобойку — и его жители могут покупать не рафинированное подсолнечное масло, а масло, которое пахнет семечками, — отмечает Ильшат Фазрахманов. — Мы возмещаем предпринимателю затраты на оборудование, которое он уже приобрел. А банки, когда видят, что есть господдержка, кредитуют его. Какая-то часть субсидии идет на погашение процентов и тела кредита. Но при этом у нас уже есть действующее производство, которое генерирует доход именно для этого собственника.
Глава сельскохозяйственного ведомства объясняет, почему сегодня на селе так важно развивать переработку.
— Наша территория сегодня дает 92–98 млрд рублей выручки от реализации сельхозсырья, — утверждает Ильшат Ильдусович. — Даже если мы будем получать очень хороший урожай, то наша выручка не превысит 145 млрд рублей. Эту планку мы не перепрыгнем — территория и климат не позволят. Поэтому важно это сырье переработать и получить продукт с высокой добавленной стоимостью. А добавленная стоимость — это, естественно, налоги, которые, как правило, идут в местный бюджет.
О том, как в республике будут получать собственные метеопрогнозы и на какие культуры делать упор в сельскохозяйственной отрасли, смотрите в программе «Вести.Интервью».