Напомню, на минувшей неделе полицейские освободили из плена 15 человек. Их держали в частном доме в глухой деревне Кушнаренковского района, намереваясь таким образом вылечить от зависимостей. Уголовное дело сейчас расследует следственный комитет. А специалисты уверены, что деятельность различного рода реабилитационных центров нужно жестко контролировать. Игорь Крупчинов продолжит тему.
В системе реабилитации алкоголе и наркозависимых в стране нужно что-то менять, об этом вновь заговорили эксперты, когда МВД опубликовало кадры спецоперации. Полицейские освободили из рабства 15 человек. Они жили в нечеловеческих условиях в глухой деревушке Кушнаренковского района Башкирии. Людей держали насильно при чем за немалые деньги, которые платили родственники пленников.
Следственный комитет возбудил уголовное дело. Перед сыщиками может встать вопрос, как квалифицировать действия родных потерпевших. На этот счет мнения в экспертном сообществе расходятся. Большинство осуждает родителей, которые идут на такое, якобы желая избавить своего сына или дочь от зависимости. Но кто-то может их понять. Александр употреблял наркотики в течение 10 лет. Сейчас ему 30. Он сам принял решение вылечится. Считает, что к такому выводу не каждый может прийти вовремя.
Он проходит курс в центре социальной адаптации. Это тоже довольно закрытое заведение. Во время этой съемки кураторы заметно переживали за свою репутацию. Тонкое дело. Тут ведь опять же в каком-то смысле ограничивают свободу: телефонные звонки и встречи с родными — по расписанию. Строгий распорядок дня. Ежедневное четкое распределение ролей в быту. Но есть кардинальное отличие от кушнаренковского "подполья", говорят преподаватели центра — беспрепятственный доступ к этому учреждению есть и у Минздрава и у МВД. Удивительно, но не каждый отдает себе отчет в том, куда именно он кладет на лечение своего ребенка.
Структура разнообразных реабилитационных центров в стране намного сложнее, чем кажется. Если в Кушнаренково людей заманивали через родственников, с расчетом на получение прибыли от семей своих будущих постояльцев, то, к примеру, в Стерлитамаке общину создавали, рассчитывая использовать бесплатный труд обитателей дома. Предприимчивые люди напрочь исказили смысл реабилитации, сделав акцент на получении прибыли и забыв об элементарной безопасности людей. Год назад в пожаре здесь погибли 12 человек.
Эксперты склоняются к тому, что в этой сфере должен быть строгий контроль. Очевидно, что в центрах место только для профессионалов. Они имеют дело с психикой пациента. Но даже появление специального закона и возможно федерального реестра специальных учреждений не обезопасит наркозависимых от издевательств и унижений, на которых и построен лечебный курс подобных заведений.