Специальный репортаж Юлии Нигматуллиной "Люди и твари"

Подробнее о новости: Специальный репортаж Юлии Нигматуллиной "Люди и твари"

Это видео девятилетний Дима Герауф снял сам незадолго до своей смерти. Досмотреть его бабушка мальчика не в силах – ей сообщили страшные подробности гибели внука. По основной версии следствия, ребенка заживо растерзали бродячие собаки. Останки были настолько обезображены, что опознать их удалось лишь по одежде и детским сапожкам с вышитыми инициалами.

Он любил рыбалку, хоккей, занимался греко-римской борьбой. Но отбиться от стаи собак в одиночку даже спортивный ребенок, конечно, был не в силах. Сложно представить, что пришлось испытать мальчику перед смертью. Бабушка рассказывает: Дима ушел гулять на улицу вместе с другом и больше не вернулся. На следующий день его тело было обнаружено на пустыре в Черниковке. Растерзанные останки нашел местный житель Владимир Вахнин. Говорит, что после увиденного не мог уснуть несколько дней.

О стае агрессивных бродячих собак в этом районе знали все местные жители. Из дома выходили не иначе как с палками или газовыми баллончиками. Рассказывают, что животные нападали на одиноких прохожих четко и организованно, по законам волчьей стаи. Отбивать детей от собак приходилось не раз.

Поразительно, но людоедами эти псы стали еще полгода назад. Тогда на этом же самом пустыре нашли тело девушки. Она умерла по другой причине, но уже после смерти ее тело тоже растерзали собаки.

Все просьбы местных жителей оградить их от агрессивных животных тогда так и не увенчались успехом.

Многочисленные граффити на стенах говорят о том, что подростки здесь бывают часто. А стая собак, по словам местных жителей, живет как раз за этой стеной, на территории промышленного предприятия. В этом месте как раз их лаз – здесь повсюду собачьи следы и обглоданные кости.

Отлов бродячих собак в этом районе начали только после гибели ребенка. По факту смерти школьника было сразу возбуждено уголовное дело. Его расследование до сих пор продолжается.

Диму Герауфа похоронили в закрытом гробу. Попрощаться с ним пришли учителя и одноклассники, шокированные этой страшной трагедией. Мальчик рос единственным мужчиной в семье, очень любил младших сестренок Настю и Леру. Новый костюм, купленный на вырост, надеть он так и не успел  — Дима погиб всего за день до своего десятого дня рождения.

Между тем почти сразу за гибелью мальчика последовала еще одна трагедия. В уфимском приюте для животных нашли мертвой его директора Земфиру Галлямову. Общественность сразу связала две эти смерти. По основной версии, известная зоозащитница свела счеты с жизнью под грузом обвинений в свой адрес. Ее упрекали в том, что якобы именно из-за действий защитников животных в Уфе расплодились бродячие собаки, которые и растерзали ребенка.

Волонтеру Ольге Ивановой пришлось стать свидетелем этой жуткой картины. Тело Земфиры Галлямой было найдено повешенным на собачьем поводке. Ольга рассказывает, что разговаривала с директором приюта по телефону буквально за пару часов до ее гибели. Женщина жаловалась, что ей угрожают.

Земфира Галлямова была директором Фонда помощи бездомным животным "Доброта" с 2008 года. Эти кадры мы снимали несколько лет назад. Тогда администрация города выделила зоозащитнице заброшенное здание в Новоалександровке. Здесь, буквально по кирпичику, Земфира возвела единственный в республике приют для животных, она вкладывала сюда всю небольшую зарплату медика. Приют работал только за счет пожертвований.

Обвинения в том, что бродячие собаки расплодились по вине зоозащитников, волонтеры считают абсурдными. Ведь именно Земфира и ее коллеги подбирали собак и кошек на улице, стерилизовали и находили им новых хозяев, пытаясь уменьшить популяцию. Буквально за несколько дней до смерти Земфира Галлямова участвовала в заседании комитета Госсобрания республики и призывала решать проблему бездомных животных цивилизованно, по примеру западных стран — не убийство, а приюты и массовая стерилизация. Но и здесь нашлись оппоненты.

Более того, в адрес женщины по телефону поступали прямые угрозы о расправе от так называемых догхантеров – сторонников радикального решения проблемы бездомных животных.

Татьяна Максимова – также известная в городе зоозащитница. Рассказывает, что угрозы поступают и в ее адрес, женщина опасается за свою жизнь и написала заявление в полицию. И действительно подобные нападки мы смогли найти в интернете. Например, некий Михаил Волков пишет: "Вполне уместно застрелить несколько прикормщиц и организовать погромы приютов и частных притонов. Я бы лично участвовал. Пришло время убивать кормильцев бродячих собак. Кормишь собаку – получи пулю". А комментарии догхантеров к статье о смерти Земфиры Галлямовой и вовсе повергают в шок своим цинизмом и бесчеловечностью. Некоторые из соратников зоозащитницы считают, что ее могли убить. Расследование смерти женщины также еще продолжается.

Две эти трагедии буквально взбудоражили общественность и спровоцировали небывалый всплеск активности живодеров. По всему городу начали находить изуродованные тела собак и кошек. Над животными явно издевались. Уфимка Виктория Хутько стала свидетелем того, как в одном из гаражных кооперативов неизвестные люди убили бездомную собаку и ее щенков.

В Интернете появилась масса предупреждений об отраве в виде белого порошка, рассыпанного в парках и дворах жилых домов. Было зафиксировано несколько случаев смерти даже домашних питомцев. Шестилетний шарпей-альбинос по имени Ким считался членом семьи и был общим любимцем. Ирина Файзуллина не может говорить без слез о его гибели. Рассказывает, что жизнерадостный, активный пес был абсолютно здоров, в тот день его, как обычно, вывели на прогулку. Забежав за куст, Ким принюхался к чему-то и упал замертво.

«Визг, две секунды, и собака в конвульсиях умирает. Папа начал делать ему искусственное дыхание, массаж сердца, но все бесполезно, собака быстро похолодела. Мы плакали очень, особенно папа очень переживал, он был к нему сильно привязан», — рассказывает Ирина.

Хозяин собаки, который пытался делать ей искусственное дыхание, очевидно, тоже вдохнул часть яда и в тот вечер почувствовал себя очень плохо. Ирина уверена, что отрава, разбросанная на улицах, — это уголовное преступление, ведь на нее могут наткнуться и дети.

Все эти происшествия показали, что проблема бездомных животных в республике назрела максимально остро. Сейчас в регионе числятся 145 тысяч безнадзорных собак и кошек. Ежегодно на их отлов выделяется порядка 8 миллионов рублей. В Уфе этим занимается Спецавтохозяйство по уборке города, коротко — САХ, но сотрудники организации просто сразу убивают животных, что противоречит законодательству. После отлова их должны содержать в течение полугода, и только если их никто не заберет, применять гуманную эвтаназию. В связи с нарушением закона Федеральная антимонопольная служба признала торги незаконными, и Спецавтохозяйству не выделили деньги.

Кроме того, выяснилось, что на предприятии искусственно завышалось количество отстрелянных собак – подобно "мертвым душам" одни и те же животные проходили в документах по несколько раз. Таким образом организация незаконно присвоила около миллиона рублей бюджетных денег. По этому факту было возбуждено уголовное дело. В результате сейчас отловом собак и кошек в Уфе никто не занимается, их популяция растет и уже достигла 25 тысяч особей. Обеспокоенные накалившейся обстановкой в городе зоозащитники вышли на пикет.

Зоозащитники предлагают свою программу гуманной регулировки численности бездомных животных. Прежде всего, это стерилизация и учет. Кроме того, как считают волонтеры, необходимо наказывать рублем недобросовестных владельцев домашних животных, которые выбрасывают своих питомцев на улицу.

Уфимские защитники животных ориентируются на опыт зарубежных стран. Так, например, в Израиле, практически нет бездомных собак на улице. Приюты там открыты почти в каждом городе. Они финансируются за счет государства и пожертвований населения. Мы связались по скайпу с волонтером одного из приютов Натали Эльман. Бывшая россиянка уже много лет живет в Израиле. Рассказывает: всем домашним животным в стране устанавливают чипы, и если хозяин выбросил собаку, его быстро найдут и заставят заплатить приличный штраф – около тысячи долларов.

Успешный опыт существует не только за рубежом, но и в российских городах. В Тюмени, например, бездомных животных отлавливают, вакцинируют и наносят им специальные татуировки с индивидуальным регистрационным номером.

При этом если отловленной собаке не удается найти хозяина, после стерилизации ее отпускают обратно на улицу. И эти меры уже значительно сократили популяцию безнадзорных животных в Тюмени.

Та же самая стратегия  — отлов-стерилизация и возврат на улицу – успешно применяется даже в очень небольших российских городах, таких, например, как Великие Луки, с населением всего 200 тысяч человек. Но в городе-миллионнике Уфе, – рассказывает журналист Гульнара Нугуманова, – ни разу даже не было попыток цивилизованного решения проблемы: «Все разговоры о том, что нет денег – это надуманная проблема. На помпезные праздники, фейерверки у нас деньги находятся. Можно наставить сотни скамеек, менять брусчатку каждый год, но пока будут несчастные животные, которые заглядывают в глаза, это получается как "без трусов, но в шляпе!"».

В связи с трагическими событиями тема бродячих собак несколько раз обсуждалась на заседаниях комитета Госсобрания республики. Сейчас депутаты разрабатывают законопроект, согласно которому отвечать за бездомных животных будут районные муниципальные органы. Они должны будут проводить их отлов, стерилизацию и учет. Предполагается строительство нескольких приютов для временного содержания собак. Однако, по мнению депутатов, содержать животных 6 месяцев, как того требует нынешний закон, слишком дорого. По предварительным подсчетам, на это потребуется около 400 миллионов рублей.

Мы спросили людей на улице о том, как нужно решать проблему бездомных животных в Уфе. Большинство высказалось "за" строительство и содержание приютов на бюджетные деньги.

На фоне этих событий почти незамеченным остался скромный конкурс детских писем. В нем приняли участие воспитанники реабилитационного центра для несовершеннолетних — те, кто не понаслышке знает, что такое остаться без дома. Эти дети написали о том, как нужен городу приют для бездомных животных:

«Как бы мне хотелось, чтобы не было бездомных собак и кошек. У каждого существа должно быть место, куда бы он возвращался».

«Бездомным животным нужен приют в нашем городе. Там их будут лечить, кормить, мыть. Ведь люди должны заботиться о тех, кто слабее».

«Приют очень важен для города, потому что всем животным нужен дом».

«Когда я гуляю и вижу собак бездомных, мне их так становится жалко. Вы только загляните в глаза бездомных собак — в них вы увидите грусть, тоску и тревогу, потому что у них нет дома. Моя заветная мечта — организовать приют для собак».

«А еще я думаю, что люди не должны бросать животных и очень-очень хорошо подумать, прежде чем взять животное к себе в дом».