Жители башкирского Охлебинино встали на защиту своего села и добились приостановки разработки карьера

В зоне риска старинный православный храм, дороги, археологические памятники и водокачка.

Жители села Охлебинино Иглинского района бьют тревогу из-за разработки карьера вблизи с населённым пунктом. Там и без того происходят карстовые провалы. В зоне риска старинный православный храм, дороги, археологические памятники и водокачка. Мнения сторон выслушал Даниль Байков.

“В этом году у меня ушло три метра полностью, вроде бы воды было не очень много. Течение бьёт в эту сторону, смывает всё и обваливается берег”.

Высокий обрыв с видом на Белую вместо привычных на огороде грядок. За три последних года на дачном участке Алексея Спиридонова на шесть метров обвалилась земля. Укрепить местность с помощью деревьев пенсионеру не удалось. А тут еще и новость о скорой разработке карьера расстроила мужчину.

Алексей Спиридонов:

“Я боюсь, что скоро дойдет до дороги. Будет ещё хуже, откроется старое русло и будет течь напрямую, будет ещё больше обваливаться. У меня было 15 соток, осталось 8”.

По соседству расположен участок Виктора Симчука. Там тоже периодически обваливается береговая линия. В зоне риска и любимая летняя беседка, которую пенсионер построил сам.

Виктор Симчук:

“Я не знаю, что делать, обращаюсь в разные станции, спасения нету. Вот теперь живу так с опаской за свою жизнь”.

По воспоминаниям старожилов села карстовые провалы в Охлебинино — не редкость.

Лидия Арысова:

“При мне здесь обрушилось метров 20-30. Здесь вот раньше было три дома, вот на этом пятачке остатки одного дома, ямка, подпол видимо был. И здесь было три дома, до меня обрушилось, это было в пятидесятые годы”.

Неподалёку от берега расположена церковь, построенная ещё в 19-м веке. Люди обеспокоены тем, что и храм окажется под землёй.

Юлия Набиева:

“Это сердце нашей деревни. Это главная наша любовь и достопримечательность и он как раз находится на улице Первомайская, где и происходят вот эти обвалы”.

В зоне риска и водокачка, обеспечивающая питьевой водой всех сельчан.

Александр Шолбухов:

“Здесь и пожарные машины заправляются — это единственное место у нас вода. Вдобавок на лугах скотина пасётся, кто-то сено заготавливает”.

За существование своего населённого пункта люди забеспокоились после того, как компании "Бактрейд" в этом году выдали лицензию для добычи песчано-гравийной смеси в километре от Охлебинино.

Татьяна Наумова:

“Здесь в селе была сделана дорога по программе ППМИ. Это пыль, это шум, здесь тихое место, вот это единственное место осталось со спуском к реке, единственное осталось место для выпаса скота. Мы очень обеспокоены и всё это несёт за собой негативные последствия”.

Неподалеку также расположены туристические достопримечательности. Скала Акташ и Охлебининская пещера.

Даниль Байков, корреспондент:

“Люди беспокоятся за то, что из-за добычи полезных ископаемых есть вероятность исчезновения археологических памятников: городища и могильников. Они датируются четвертым веком до нашей эры и относятся к кара-абызской археологической культуре”.

А вот в Минэкологии сообщили, что разработка месторождения опасности не несёт, как для Охлебининской пещеры, так и для самого населённого пункта и реки Белой.

Спартак Шагиахметов, начальник отдела лицензирования и мониторинга недропользования министерства природопользования и экологии РБ:

“В связи с многочисленными обращениями граждан села Охлебинино было решено приостановить действие лицензии ООО "Бактрейд" — месторождение "Охлебининское"”.

Ну, а пока жители Охлебинино, чьи дачные участки пострадали от карстовых провалов, надеются, что местные власти также помогут сохранить их участки и укрепят береговую линию.