Свой вклад в Победу в Великой Отечественной войне внесли и башкирские железнодорожники. Именно они отвечали за бесперебойную работу основных линий сообщения с фронтов. И только за первые полгода сражений, бригады локомотивного депо "Дема" перевезли 1,5 миллиона вагонов груза. Тему продолжит Александр Колинченко.
Электрички редко стоят здесь больше минуты, а пассажирские поезда так и вовсе проезжают мимо. Чего не скажешь о товарных составах. Их стоянка занимает огромные площади. Станция «Дёма» всегда была стратегически важным для страны железнодорожным узлом. А в годы войны здесь проходила линия сообщения с фронтом. С началом эвакуации именно через Дёму были вывезены за Урал две с половиной тысячи фабрик и заводов.
Александр Колинченко, корреспондент:
«Уже с июля 41-го на станции Дёма и Уфа начали прибывать эшелоны людей, эвакуированных с западных областей Советского Союза. Только за первое лето войны жители республики приютили у себя 133 тысячи человек».
Дёма в 41-м была ещё не относящимся к Уфе отдельным железнодорожным посёлком. Каждый пятый житель которого ушел добровольцем на фронт. Фамилии тех, кто не вернулся увековечены сегодня на гранитных плитах в мемориальном сквере. Более половины имён – это железнодорожники.
Людмила Моторина, заместитель главы администрации Дёмского района г. Уфы:
«Вспоминают многие жители Дёмского района, как 14-15 летние девчонки вставали у станков паровозоремонтного завода. Роста на хватало – подставлялись ящики. Девочки на них поднимались и работали на станках».
И работы было много. Уфимский паравозоремонтный завод в годы войны превратился в оборонное предприятие. Там не только обслуживали самые мощные на тот момент локомотивы «Феликс Дзержинский», но и выпускали боеприпасы, строили бронепоезда. Первые два отправились на фронт уже летом 42-го.
Валерий Пупов, председатель Башкирского регионального совета ветеранов-железнодорожников:
«Бронепоезда в годы войны водил Герой социалистического труда Креков Фёдор Андреевич, а после Победы пересел на мирные локомотивы родного Дёмского депо. Являлся наставником молодых машинистов как в профессии, так и в жизни. Авторитет ветеранов для молодежи был в те послевоенные годы незыблем. Фронтовиков не просто уважали, на них ровнялись, ими восхищались».
Николай Протасов, ветеран железнодорожного транспорта:
«А на этой серии архивных фотографий историческая церемония передачи боевого знамени командиру 112-й Башкирской кавалерийской дивизии Минигали Шаймуратову. Что это за здание на фоне? Дворец культуры железнодорожников имени «1 мая». Именно здесь в Дёме в течении трёх холодных месяцев 42-го находился штаб дивизии. Здесь же проходила часть занятий по боевой подготовке».
Фарида Юсупова — заведующая Музеем 112-Башкирской (16-й гвардейской) кавалерийской дивизии:
«Это сейчас на столько всё застроено. А тогда здесь было поле. Потому что к нам приходили в музей старожилы, которые говорили, что детьми видели, как здесь скакали на лошадях кавалеристы Шаймуратова».
Отсюда же кавалеристы и отправлялись на фронт. Чему, конечно же, предшествовало построение.
Станция Дёма была тогда ещё деревянной, а пространства открытыми. Точные даты отправки всех 13-ти эшелонов с кавалеристами не афишировались, но провожающих всё равно было много.
И они победили, не постояв за ценой. Башкирские конники, подобно "северным амурам", прошли от Дона до Эльбы. Не обошлась без них и берлинская операция. Очень далеко от, казалось бы, небольшой, но такой важной для страны железнодорожной станции «Дёма».