Осада северной столицы длилась 872 дня. Истории тех, кто перенес страшный голод и выжил — в репортаже Дианы Гайнуллиной.
1928-й год. В поисках новых возможностей передовики производства из Башкирии Губадулла и Марзия Курманаевы вместе с дочкой Факихой переехали в Ленинград. За пару лет чета обзавелась хорошей работой и жильём. А в 36-м супруги стали родителями во второй раз.
Шакира Бикбулатова, блокадница Ленинграда:
«Идем по Проспекту Стачек, папа с одной стороны, мама с другой, я прыгаю. Это я не могу забыть».
Не может забыть Шакира Бикбулатова и о том, как приходилось выживать во времена блокады Ленинграда. В сентябре 41-го немецкие войска отрезали город от остальной страны и суши. Запасы продовольствия «таяли» на глазах, начался голод.
Шакира Бикбулатова, блокадница Ленинграда:
«Еще когда война только началась, папа с мамой работают, и когда возвращались домой им давали пшенную кашу. Они ее мне приносили. Потом уже и пшенной каши не было, и хлеба осталось только 125 грамм».
Небольшой кусочек блокадного хлеба стал практически единственным пропитанием, а пить приходилось растопленный снег. Голодные, обессилившие и под постоянными бомбежками – с каждым днем выживать становилось все труднее. Отец семейства навсегда вписан в трагичную летопись города на Неве.
Шакира Бикбулатова, блокадница Ленинграда:
«Папа на глазах умер с голоду».
Но рассказать о смерти одного из членов семьи значило лишиться его продовольственной карточки и положенной по ней доли хлеба.
Шакира Бикбулатова, блокадница Ленинграда:
«Ходят собирают, спрашиваю есть ли умершие. А мы молчим. Дня три или четыре мы его так держали».
Оставшись без кормильца, семья решила срочно эвакуироваться, долго одним было не протянуть. Так Курманаевы оказались в Башкортостане.
Шакира Бикбулатова, блокадница Ленинграда:
«Мы не были похожи на людей в то время. Мама – кожа да кости, и я тоже».
А дальше новое испытание – младшенькая Шакира оказалась в детдоме.
Шакира Бикбулатова, блокадница Ленинграда:
«Мама устроилась на дубительный завод, а там жидкость таскали ведрами. Одно ведро она себе на ногу пролила, и не вышла на работу. Посадили на 4 месяца за прогул».
В разлуке пришлось провести почти полтора года. После семья уже не расставалась. Еще одну блокадницу Ленинграда Нину Максимову судьба тоже занесла в детский дом. Правда, забирать ее оттуда было некому.
Эти добрые и любящие глаза родителей Нина Максимова в последний раз видела вживую в 5 лет. Блокадница вспоминает — их многодетная семья с квартирой на главной улице города – Невском Проспекте — когда-то была примером подражания для многих. А дальше — война. Старших сыновей Николая и Анатолия забрали трудиться в тылу. Младшие Нина и Женя с родителями остались в блокадном Ленинграде. В один из дней беда постучалась и в их дверь.
Нина Максимова, блокадница Ленинграда:
«Жене почему-то стало плохо. Лежит он, а мама папе говорит, что он умер».
Через пару месяцев без сил слег папа.
Нина Максимова, блокадница Ленинграда:
«Я не видела, чтобы папа лежал, но видела, как его увозили. Его на санки кто-то погрузил, мама одна не могла».
А уже вскоре не стало и мамы. О том, что единственный оставшийся в живых родной человек больше не подает признаков жизни, 5-летняя девочка поняла сразу.
Нина Максимова, блокадница Ленинграда:
«Я стала будить маму, а она не поворачивается».
Как прожила эти месяцы до эвакуации Нина Максимова не помнит. Следующее воспоминание – детский дом в Иваново. Там девочка провела два года, пока не оказалась в новой семье.
Нина Максимова, блокадница Ленинграда:
«У них тоже трое детей, мальчики. Вот они меня взяли».
А в 10 классе Нину отыскали родные братья Николай и Анатолий, с которыми они расстались ещё в начале Великой Отечественной. Жизнь обеих блокадниц в Башкортостане сложилась хорошо – любимая работа, семья, дети, внуки. А два года Шакира Бикбулатова назад и вовсе стала пра-прабабушкой. Но о жизни в блокадном Ленинграде они никогда не забывают.
Шакира Бикбулатова, блокадница Ленинграда:
«Мама, почему ты все экономишь? Соседи же наши не так живут. – А ты не видела тот голод, который видела я».
27 января страна отмечает уже 80-летие со дня полного освобождения Ленинграда от фашисткой блокады. С каждым годом непосредственных участников событий тех лет становиться все меньше – в Башкортостане блокадников осталось всего 59 человек. В силах каждого из нас — не забывать о мужестве и подвиге советского народа, который отстоял город на Неве.