Ученые из Башкирии ищут способы справиться с последствиями экологической катастрофы на побережье Черного моря. В республику уже завезены первые пробы загрязненного песка из Анапы. Какими наработками наши специалисты готовы поделиться, расскажет Алина Зиннатуллина.
«Тот самый загрязнитель, который выбрасывается с моря».
А это песок, вперемешку с мазутом — одна из первых проб, доставленных из Анапы в Башкирию. Неприятный запах нефтепродуктов из маленьких контейнеров быстро распространился по всей лаборатории. Привезла их ученый из Уфы — Светлана Леонтьева.
Светлана Леонтьева, доцент кафедры нефтехимии и химической технологии УГНТУ:
«Попала на сам берег и у меня было твердое ощущение, что я нахожусь не в реальности, а в каком-то фильме катастрофы».
В Анапе с группой российских специалистов Светлана несколько дней собирала необходимые материалы для исследований.
Башкирия – нефтяная республика. Черное золото у нас добывают уже почти сотню лет. И за это время ученые накопили достаточно опыта в плане переработки и ликвидации углеводородных отходов.
Светлана Леонтьева, доцент кафедры нефтехимии и химической технологии УГНТУ:
«Эта проблематика существует у нас давно. У нас уникальный опыт, планы и алгоритмы, которые можно использовать в условиях Краснодарского края».
Мазут и загрязненный им песок, например, предлагают сжигать в специальных печах.
«Где можно провести пиролиз и получить такую золу. То есть мы сжигаем, получается такой песочек обожженный. Углеводороды нефти расщепляются до CO2, Н2О выбрасываются. В итоге можно будет получить такой продукт, который будет использоваться в дорожном строительстве».
Той части пляжа, что осталась после уборки мазута, предстоит восстановление.
Алина Зиннатуллина, корреспондент:
«А в этих пробирках особые микроорганизмы. Их получили из вот такого загрязненного песка с пляжей Анапы. Бактерии ученые будут использовать для разработки технологии по ликвидации последствий загрязнения мазутом прибрежной зоны».
В мазутную ловушку попало всё: и флора, и фауна Черного моря. Особенно уязвимыми оказались птицы. И башкирские орнитологи показали, как они их спасают. Птице сразу надо дать сорбент, залив лекарство в клюв. А потом они чистят им перья средствами для мытья посуды. В буквальном смысле. Но на этом лечение не заканчивается. Животных необходимо оставить в помещении до следующей линьки, чтобы обновилось оперение.
Клара Васильева, орнитолог:
«Здесь находится круглосуточная мойка, стационар и отделение реанимации. Птиц много – объем работы достаточно большой. Помогает четкая организация процесса и слаженная командная работа».
Наши волонтеры уже начали централизованную отправку активистов в места экологической катастрофы. В состав первой делегации вошло 30 человек. Они будут работать на юге две недели. Ну а уфимские ученые уже тут продолжают разработку рекомендаций для руководства Краснодарского края.